Фудхолл Eat Market
Еще один фудхолл, открывшийся недавно. Меня предупреждали, что после City Food в ТРЦ «Сити молл», который я разбирал в прошлом обзоре, этот проект слабее. И дело не только в том, что объем инвестиций разный. Дело в подходе, в деталях и… в перспективах.
Но, прежде чем мы перейдем к самому проекту, предлагаю обозначить несколько критериев, по которым можно понять, что перед вами- фудкорт или фудхолл.
Ситуация осложняется тем, что единых, четких критериев что является «фудкортом», а что «фудхоллом», на рынке нет. При этом, есть мнение, что «фудкорты» в ТРЦ это устаревающий формат, а за «фудхоллами» будущее.
Итак, что же отличает фудкорт от фудхолла? И что у них общего?
Давайте разбираться.
1) Цель посещения
Основная цель посещения фудкорта- перекусить. Поел и побежал.
У фудхолла несколько иная задача. Люди приходят сюда не просто поесть, но и получить удовольствие. От осознанного погружения в кулинарные эксперименты поваров, от атмосферы, интерьеров, от хорошего уровня сервиса. В фудхолл приходят за эмоциями.
2) Состав арендаторов и кухня
Для фудкорта это сетевые, очень похожие друг на друга площадки (пицца, салаты, выпечка, кофе и кондитерские изделия). Кухня не предполагает изысков. Фастфуд на то и фастфуд. Большинство блюд уже готовые, их только разогревают.
Фудхолл это почти всегда новые концепции, гастроэнтузиасты, новые ресторанчики и кафе, эксперименты с блюдами, которые готовят при вас. Кухня может быть вкусной и при этом оставаться полезной. На некоторых европейских фудхоллах работают шеф-повара с мишленовскими звездами.
3) Архитектурная концепция
С фудкортом все предельно понятно. Это территория, в центре которой расположена зона со столиками и стульями, окруженная по периметру арендаторами. Плитка на полу, пластиковые столы и стулья. Дешево и сердито.
Фудхолл в этом плане требует более вдумчивого отношения. У каждого корнера, как правило, своя приватная зона. Для создания атмосферы архитектор выстраивает логическую цепочку: размещение зон, логистика, оборудование, материалы, расцветка, навигация. Фудхоллы часто открывают на месте бывших цехов, рынков, складов, вписывая новый функционал в старое здание. Без профессионального архитектора пытаться превратить квадратные метры в зону притяжения для горожан и туристов – пустая трата времени и инвестиций.
4) Уровень комфорта для посетителей
Для фудкорта сидеть на проходе, где тебя кто-то периодически толкает под локоть или двигает твой стул чтобы пройти- обычное дело. Грохот отодвигаемых пластиковых стульев по каменной плитке. Маленькие столы. Бумажные тарелки, пластиковые ножи и вилки. Стаканчики с чаем и бурой жидкостью, чем-то напоминающую кофе. И те и другие обжигают пальцы.
Фудхолл повышает планку сервиса. Это и широкие проходы, и продуманная логистика. Это мягкие стулья и диванчики, столы, за которые можно сесть комфортно небольшой компанией. Это почти ресторанный уровень сервиса (от приборов до уборки столов и общения официантов). Хотя скатерти никто на столы не накрывает. )))
5) Маркетинг и продвижение
С фудкортом понятно. Это элемент концепции ТРЦ и продвижением фудкорта отдельно никто не занимается. Большинство маркетологов в ТРЦ видят свою задачу в продвижении ТЦ и повышении трафика на вход в целом. А дойдет ли посетитель до фудкорта и понравится ли ему там- вообще мало кто глубинно анализирует.
Фудхолл это полноценный, иногда обособленный проект. Он способен сам по себе выступить генератором трафика. Каждый арендатор фудхолла занят активным продвижением себя: кто-то ведет соц. сети, кто-то проводит мастер-классы по выходным на специально оборудованной площадке. Со временем, отзывы посетителей фудхолла становятся мощным фактором привлечения туристов и гостей. Или наоборот- почитав отзывы о проекте люди выбирают для себя более традиционное место- ресторанчик или кафе поблизости.
6) Средний чек
Конечно, все зависит от концепции и целевой аудитории, но на фудхолле, средний чек, как правило выше, чем на фудкорте. Для фудкорта средний чек может быть не больше 500 рублей, в то время как для фудхолла верхняя планка может доходить до 1000 руб. и выше.
7) Объем инвестиций
Вложения в фудкорт значимо меньше чем в фудхолл. Для примера, инвестор, который хочет сделать достойный проект фудхолла оценивает свои вложения на уровне от 60 000 до 100 000 рублей на каждый квадратный метр. Еще добавьте сюда не менее 5% от общего бюджета на ежегодный маркетинг и рекламу проекта.
А теперь посмотрим на проект Eat Market, который открылся в конце октября 2019 г. в самом успешном ТРЦ Санкт-Петербурга.
Цифры проекта:
- Автор проекта: Zemskiy Group
- Где: 5-й этаж и антресоль ТРЦ «Galeria»
- Общая площадь: 3700 кв. м.
- Посадочных мест: 1300- основной уровень, + 400 мест на антресольном этаже.
- Количество концепций: 40
- Средний чек: 500- 800 руб.
- Прогнозируемая посещаемость: ~ 10 000 человек/день.
1) Это еще не фудхолл. Это фудкорт на 4 этаже ТРЦ. Почти все столики здесь заняты. Могу предположить, что это послужило одной из причин расширения зоны фудкорта и открытия фудхолла этажом выше. Да еще и пространство удачно освободилось под проект.
2) На входе нас встречают сцена, вешалки из IKEA и парочка охранников. Наличие сурового взгляда сотрудников ЧОП в таком месте немного диссонирует с понятием «комфорт» и «доброжелательная атмосфера», но зато ты понимаешь, что место под охраной. Все-таки рядом вокзал, центр города. Мало ли что.
3) Обратите внимание на ширину прохода слева и справа от стола. Если вы захотите пройти справа, то вам будет мешать вешалка с одеждой, которая стоит на проходе. А слева вам надо будет повернуться боком, чтобы не задеть стул, на котором сидит мужчина. При проектировании пространства не подумали над тем, насколько людям будет комфортно.
4) Еще один пример, когда торец стола вплотную подвинут к стойке арендатора. Мужчина не стал пользоваться вешалкой, а просто кинул куртку на стол, обозначив тем самым что- «здесь занято!».
5) А этот арендатор косяки архитектора решил вот таким нехитрым способом. Вы не сможете сесть за стол так, чтобы вам не помешало ограждение. Я уже не говорю о том, что такое решение можно считать допустимым на вокзале, но никак не на фудхолле, претендующем на создание атмосферы уюта и комфорта.
6) Здесь кресла практически упираются в стойку. Кто придумал такие узкие проходы? Посмотрите на меню. Дешево и читать мелкий шрифт неудобно.
7) Столб с вытяжной лентой отделяет плиты от прохода. В кастрюлях кипит суп. Что-то мне подсказывает, что так быть не должно.
Походив по фудхоллу, возникает стойкое ощущение, что пространство «нарезано» хаотично и без учета комфорта для посетителей. Вот еще как минимум два момента, которые на это указывают.
Посмотрите внимательно на следующее фото и скажите, где вход в женский туалет, а где в мужской?
8) Правильный ответ- в женский туалет вход посередине между указателями. В мужской- вверх по лестнице. Почему так? Не спрашивайте. Я, кстати, узнал о том, что мужской туалет – «справа и выше» от уборщицы, когда «случайно» зашел не в ту дверь))).
9) Через несколько дней к указателям снизу добавили стрелки, но это не сильно улучшило ситуацию. При мне какой-то мужчина пытался войти в женский туалет. )) Кстати, еще вопрос архитекторам: — А почему то, что происходит в туалете должно быть видно из коридора? Или двери будут, но их просто еще не смонтировали?
10) Это антресольный этаж. Здесь около 400 мест. По задумке инвестора вы можете здесь сесть, пригласить официанта и спокойно ждать заказ, а не стоять в очереди к каждому корнеру. За эту услугу вам добавят 10% сервисного сбора. Тусклое освещение и низкие потолки не добавляют уюта антресольному этажу, но зато здесь тихо. Думаю, что этот уровень будет пользоваться спросом, только когда закончатся места на нижнем этаже. Например, при проведении мероприятий. По своей природе люди не любят совершать дополнительных движений и подниматься, на уровень выше. В остальные 5 дней (понедельник-пятница) антресольный этаж будет пустовать.
Ладно, что я все о недостатках проекта. Давайте поговорим о его достоинствах. Все-таки, 40 ресторанчиков и кафе дают возможность выбрать что-то на свой вкус.
11) Заглянул к Итальянцам. Не смог пройти мимо большой тарелки с тирамису. )) Подходит моя очередь.
- Я: — Добрый день, мне пожалуйста тирамису и капучино.
- Официант: — Мы не торгуем кофе.
- Я: — Итальянцы не продают кофе??? Почему?
- О:- У нас такая концепция, мы не торгуем кофе, они не торгуют пастой. (Кивает напротив). Кофе можете купить у них.
Обычно арендаторы ищут способы поднять средний чек, а тут похоже нашли вариант как его снизить. )) ОК, кофе можно купить и напротив. Беру тарелку с тирамису, иду на стойку напротив, за кофе. Мне выдают бипер и я ухожу ждать когда бариста сварит кофе.
12) Тирамису и правда отменный! Маскарпоне, савоярди, пропитка- все как положено у итальянцев. Пока ждал кофе отщипнул кусочек. Потом вспомнил что не сфотографировал. Перевернул тарелочку, достал телефон. Сфотографировал. Поэтому левый верхний край немного завален.)))) (Тирамису 260 рублей, капучино еще 190р.)
13) Из того, что еще бросилось в глаза. Место для хранения мусора. Дешевые деревянные тумбы, в которых вырезали дырки (правильно называть отверстия, но здесь именно дырки). При этом, все покрасили то-ли грунтовкой, то ли какой-то дешевой краской. Это не уровень фудхолла.
14) Вот, для примера, как организованы места для сбора мусора на фудкорте в МЕГА(Дыбенко). Чисто, стильно и никакой дешевой самодеятельности.
15) А такие вещи я вообще считаю недопустимыми. Неиспользованное оборудование не должно стоять на фудхолле и бросаться в глаза посетителю. Оно должно храниться на складе. Или быть закрыто конструкциями с надписью «скоро здесь откроется новый арендатор». Да, и мусорные контейнеры это не то, что должен встречать посетитель на входе.
16) Равно как и этот элемент оборудования, который забыли убрать.
Есть ли перспективы у этого проекта?
Со временем, я надеюсь, некоторые недостатки устранят, некоторые перестанут замечать. Для большинства посетителей они вообще незаметны. Люди стремятся сюда за новыми впечатлениями, попробовать блюда разных поваров, хорошо провести время, наконец.
Но, есть несколько нюансов, которые говорят о том, что проект CITY Food в ТРЦ «Сити молл» окажется более посещаемым и успешным, чем Eat Market в ТРЦ «Галерея». Несмотря на тот факт, что локация последнего более выигрышная. Почему? По трем причинам:
Причина 1. В центре Питера, где находится ТРЦ «Galeria» нет никаких проблем с поиском места куда зайти и комфортно позавтракать, пообедать или поужинать. Есть много мест, где можно провести время с бОльшим комфортом. Для тех, кому комфорт не критичен- есть фудкорт.
В противоположность этой локации, на севере города, где расположен ТРЦ «Сити молл», у проекта CITYFood конкурентов нет. От слова совсем.
Причина 2. Она крайне важна. Это вам подтвердит любой ресторатор. Внимание к деталям. От уровня отделки помещений, до оборудования, мебели, посуды и сервиса. Человек привыкший к определенному уровню комфорта обращает внимание на эти вещи с первого взгляда. Это оказывает влияние и на частоту посещения и на средний чек. Можно назвать проект фудхоллом, но остаться на уровне фудкорта. Вы или захотите прийти еще раз или ваш визит закончится единственным посещением.
Причина 3. Проект Eat Market делает ставку на быстрый возврат инвестиций. Отсюда стратегия экономии на всем (от услуг дизайнера до вешалок и дешевых растений в горшках на полу). Поэтому, он будет пользоваться успехом, в основном, у туристов и гостей города.
Проект CITY Food лишен такого мощного трафика изначально и в нем стратегия направлена на выигрыш в качестве и среднем чеке.
Проверить мои гипотезы очень просто. Достаточно дождаться отзывов гостей на какой-нибудь независимой площадке вроде Tripadvisor.
Если у вас есть вопросы как превратить ваш фудкорт в фудхолл- напишите мне.