Фудмолл «Конкорс»- смелый эксперимент
Помните, какой ажиотаж вызвал московский фудмолл «Депо», после своего открытия в марте 2019? Идеей отрыть что-то подобное в своем городе тогда вдохновились многие девелоперы.
Кто-то удачно находил ответ на вопрос «В чем сила фудхолла?»
Кто-то после этого открыл самый большой фудхолл в России. Надо бы заглянуть к ним узнать, как там у них с трафиком в будние дни.
Мой опыт изучения концепций фудхоллов позволяет сделать вывод, что выстреливает 1 проект из 10-15. Процентов 30 в течение первого года работы показывают арендную выручку ниже самых пессимистических прогнозов.
Такие проекты потом не закрывают, потому что низкие доходы лучше, чем нулевые, да и вложенные инвестиции нужно отбивать. А еще учиться на собственных ошибках это любимая тема девелоперов, особенно сейчас, на фоне лозунгов про импортозамещение.
Некоторые собственники любят экономить на качественных исследованиях рынка и конкуренции, но при этом легко вкладывают десятки миллионов в проектирование, строительство, отделку и инженерные коммуникации.
Остальные проекты работают с переменным успехом пытаясь наладить более-менее стабильную работу каждого корнера. При тотальном снижении доходов населения делать это тяжело, потому что работать на потоке (как сетевые гиганты KFC, Burger King и пр.) не умеет ни один гастроэнтузиаст. А продавать маленькие порции еды в пластиковых тарелках по цене ресторана, да еще и с длительным ожиданием можно, правда недолго. Да и то, нужно предварительно истребить всех конкурентов вокруг в радиусе 1 км.))
Если вы до сих пор горите идеей открыть фудхолл в своем городе, то вы просто слишком много общаетесь с дизайнерами и гастроэнтузиастами и мало знаете цифры по действующим проектам. Это как статистика по сезонным заболеваниям- в отчетах у всех все в пределах нормы, а реальная картина говорит об обратном.
После такого пессимистичного честного вступления давайте посмотрим, что получилось сделать у девелопера в Беларуси, который открыл первый фудмолл в октябре 2022 на последнем этаже в ТРЦ «Galileo».
Цифр по проекту в открытых источниках крайне мало, но по отдельным фрагментам, я думаю нам удастся получить первое впечатление о том, насколько удался этот эксперимент.
Поехали!
Фудмолл получил запоминающееся название КОНКО́РС.
Слово происходит от английского «concourse» и означает распределительный зал для пассажиров на вокзалах.
27 корнеров и более 500 посадочных мест разместили на 3500 кв.м.
1) Дизайнеры сделали проект ярким, стильным и запоминающимся. Стилизация под железнодорожную тему, отделка, элементы дизайна- все на 5 баллов!
2) Проходы широкие, места достаточно. Смотрите какой классный вагон поставили в центре зала.
3) С другой стороны вагон открыт. Прекрасное решение для парочек, семей и тех, кто хочет спокойно пообедать или пообщаться. Видно, что над комфортом для посетителей здесь поработали.
4) Вагонетка без опознавательных знаков. Широкое поле для будущего творчества маркетологов начиная от нанесения хэштегов и заканчивая какой-нибудь легендой из истории железнодорожного транспорта.
5) С планировками немного накосячили. Я это понял, когда прошел весь фудмолл и не нашел, где расположен вход в развлекательную зону. Вернулся, посмотрел на план и тут же понял, почему так произошло. При проектировании развлекательную зону задвинули вглубь и создали два тупика.
Расплата наступила незамедлительно- в этом месте образовалась мертвая зона и парочка вакантных корнеров.
6) Вот они обозначены на плане. За год существования проекта там, похоже, так никто и не открылся.
7) А это вакантные корнеры в реальности. Даже по низкой ставке я бы сюда сесть не рискнул. Зачем? Если весь поток проходит с другой стороны.
Гастроконцепции в проекте разные. Есть те, кто уже известен на рынке и новички.
Знаете, как отличить одного от другого?
Самый простой способ — это подойти к корнеру и бросить беглый взгляд на оформление меню. Если вы за пару секунд понимаете, чем они торгуют, как выглядит блюдо и сколько оно стоит- поздравляю, перед вами опытный арендатор, который хорошо понимает, как голодный человек принимает решения. И как меню читается с разных ракурсов и расстояний.
Если вы смотрите на корнер и вас заставляют сканировать глазами строчки разным шрифтом, потом отдельно искать блюда и напитки, а еще решать головоломки: как это все выглядит? порция большая или маленькая? Скорее всего, перед вами стартап, где до нормального маркетинга и оформления меню еще руки не дошли, а может и не дойдут, потому что арендатор считает что главное кухня, а весь этот ваш маркетинг -это лишние затраты)).
Вот пример.
8) Poke bowl. Четкое и проработанное меню. Пока проходишь мимо можно быстро сориентироваться по фото блюд что есть и сколько стоит.
9) А это, похоже, новичок. Шрифт мелкий, чтобы прочитать приходится подходить ближе.
10) Русская кухня в это утро не работала. Жаль, я хотел узнать, чем наши повара собрались удивить рынок Беларуси и как они выдерживают конкурентную битву с Американцами, Корейцами и Китайцами.
Идея добавить в проект фудмолла развлечений достаточно интересная.
Посмотрим, как ее реализовали.
11) Бильярд. 3 стола для американского пула и 2 для русского бильярда. То, что бильярд будет пользоваться спросом сомнений нет. Вопрос в другом- выручка с 1 кв.м. площади для этой функции невысокая, а места под нее нужно немало.
12) Игровая комната для детей с отдельной зоной для организации праздников.
12) PlayStation и Тир. Пустые стены и пуфики на бетонном полу. Выглядит как жеский стартап. И снова возникают вопросы:
– Это действительно наилучший вариант использования площадей в проекте фудмолла?
– Что они дают общей концепции?
– Дополнительный трафик?
– Повышение среднего чека?
– Может быть, помогают в маркетинговом продвижении проекта?
14) Игровой центр «Las Legas» для маленьких любителей конструкторов.
15) Парк виртуальных развлечений для тех, кто постарше.
3500 квадратов для фудмолла это много. Даже с учетом того, что это первый проект для Минска с населением почти 2 млн. человек.
Видимо поэтому значимая часть помещений заполнена развлечениями, экономическая отдача которых крайне невысокая (в сравнении с другими функциями). В проекте еще размещено несколько маркетов (кофе, вина, кондитерский магазинчик).
А теперь еще парочка важных моментов.
Как оценивают проект посетители?
16) На Яндексе проект набрал за год всего 34 отзыва и рейтинг 3,1 из 5.
Чтобы так уронить рейтинг нового проекта нужно сильно постараться.
Как правило, это бывает из-за низкого сервиса и качества еды, а еще из-за несоответствия цены и качества, когда посетитель остается настолько недоволен, что оставляет после своего визита 1 или 2 звезды.
Мне стало интересно на что жалуются и я пошел читать отзывы.
Что я могу сказать. . .
Из 34 человек, 10 поставили самую низкую оценку- 1 звезда. Еще 3 человека- 2 звезды.
И вот у проекта уже почти 40% негативных оценок.
Люди жалуются на качество еды, цены и прочие моменты. Некоторые оставляют весьма подробные и конструктивные отзывы. И тут бы с ними предметно поработать, но знаете, что делает администратор? Он читает их раз в несколько месяцев!
17) Это видно по дате отзывов и дате реакции со стороны администратора. Посетитель остался недоволен качеством в конце июля, а ответ получил в начале сентября. При этом ответ скорее похож на отписку, а не на желание разобраться в ситуации.
Довольные тоже есть, но их количество не перекрывает негатив. Почему? Потому что с отзывами посетителей нужно работать. Отзывы — это современная валюта.
Вы можете пригласить на открытие блогеров и распиарить проект, товар или услугу во всех соц. сетях. Но пройдет пару месяцев, сторис и рилс канут в небытие, а отзывы и репутация останутся. И на вопрос: – ну что, куда пойдем вечером посидеть? Многие откроют сайт и наткнутся на рейтинг «троечка из пяти».
Вы можете возразить- рядом вокзал, метро, транзитный трафик будет течь бесконечно. Но я вам отвечу, что выбор места, где позавтракать, пообедать или поужинать в незнакомом городе по отзывам никто не отменял.
Девелопер вкладывает в проект десятки миллионов, а потом из-за одного сотрудника страдает репутация проекта.
Выводы:
- После года работы практически все корнеры на фудмолле заняты, уровень вакансий не критичный. Качественный дизайн и возможность попробовать разную кухню привлекают своих посетителей. Рейтинг по отзывам, я полагаю, может измениться, если системно заниматься этим вопросом.
- Средний чек на фудмолле ориентирован на доход выше среднего, а это значит, что посетители будут ждать от каждого корнера чуть больше, чем просто обеденный сет или маленькую порцию экзотики. Можно предположить, что в городе с 2 млн. населением страдать от недостатка трафика в выходные проект не будет.
- Наличие развлекательной зоны и ее масштаб вызывают вопросы, в первую очередь с точки зрения коммерческой эффективности на 1 кв.м., потому что эффект синергии для фудмолла, на первый взгляд, не очевиден.
- Если проект покажет свою эффективность, то мы увидим открытие похожих концепций в Беларуси другими девелоперами в других местах. Успешные проекты любят копировать.))
- Пожелаем команде проекта «Конкорс» успеха в продолжении этого смелого эксперимента, а гастроэнтузиастам на корнерах удерживать баланс между ценой и качеством, чтобы не растерять свою ЦА в это непростое время. Ну и маркетингом нужно всерьез заниматься, особенно тем, чей оборот не дотягивает до плановых значений.