ТРЦ Жемчужина Сибири
Маркетинг — это любовь к клиентам. Желание сделать так, чтобы впечатление от встречи с продуктом, услугой, сервисом или торговым центром осталось надолго. Иногда бывает так, что маркетолог очень грамотно упаковал проект, а при разворачивании красивой обертки у посетителя появляются вопросы, и возникает легкое недоумение – как же так? В презентации ведь было все так красиво и увлекательно. . .
Один из принципов, который я активно использую при знакомстве с очередным ТРЦ, называется «Генти генбуцу». Перевести его с японского можно как «Иди и смотри». Его придумали и внедрили в свою практику менеджеры компании Toyota. Чтобы лучше разобраться в ситуации и принять верное решение они рекомендуют выехать на место, собрать факты, проанализировать их и на месте принять управленческое решение.
Японский принцип принятия решения на месте возникновения проблем отличается от традиционного российского управленческого подхода, где решения принимаются, как правило, удалённо, из теплых, светлых и комфортных кабинетов.
Сегодня, вооружившись этим принципом, мы прогуляемся по ТРЦ «Жемчужина Сибири», единственному крупному ТЦ в городе с населением 102 279 человек. Я люблю цифры и точность, поэтому не стал округлять в меньшую сторону. ))
- ТРЦ открыт в октябре 2014 г.
- GBA= 50 550 кв.м.
- GLA= 27 700 кв.м.
- Ежемесячно его посещают около 500 тыс. человек. (Этот момент я обязательно прокомментирую чуть позже).
Помимо трафика, ТРЦ есть чем похвастаться, вот смотрите что есть на официальном сайте в разделе «Интересные факты»:
«25 ноября 2014 года ТРЦ был занесен в Книгу рекордов России в категориях: “Первая беговая дорожка на крыше здания”, “Самая длинная беговая дорожка на крыше здания”, “Самый большой (тяжелый) фонтанный плавающий гранитный шар”, “Самая большая таблица Менделеева в камне”.
19 апреля 2016 года ТРЦ присужден диплом в том, что ТЦ является финалистом XIII общероссийская профессиональная премия для ТЦ RCSC Awords 2016 в номинации “Действующий ТЦ” в категории “Большой ТЦ” (20 000- 80 000 GLA).»
Да, да, я знаю, что слово Awards пишется с двумя «A», но на сайте ТРЦ указано «Awords», поэтому не будем придираться по мелочам.))
Сначала пройдемся по уникальным местам этого объекта, чтобы сравнить впечатления от того, что мы прочитали с тем, что мы увидим. А потом заглянем в галерею. ОК?
Итак, первая категория: «Самая большая таблица Менделеева в камне».
1) Площадь перед входом в ТЦ. В брусчатку вклеены названия элементов из периодической системы Д. И. Менделеева. Почему Менделеев? возможно спросите вы. Все просто, Дмитрий Иванович родом из Тобольска, где он родился 8 февраля 1834 г.
Из 118 элементов на площади поместились только 55, а не вместившиеся в пешеходную зону, жители Тобольска написали на фасаде соседнего дома.
Идея, надо сказать, отличная. Можно ходить и изучать химические элементы, или проводить выездные уроки со школьниками.
2). А вот исполнение как видите «на троечку». Создатели композиции не учли, что эти поверхности будут проверять на прочность молодежь со скейтбордами и самокатами, иначе чем еще можно объяснить такое повсеместное состояние углов гранитной облицовки?
3) Здесь, наверное, должны быть цветы, но клумбу, как и разбитую плитку, никто в порядок не приводит. Это не стоит космических денег, а вот на внешний вид и первое впечатление влияет сильно. Я бы не удивился, если бы Тобольск был запущенным и грязным городом. Но здесь, наоборот, город очень чистый и опрятный, с современными благоустроенными площадками. А в центре города на площади перед ТРЦ вот такая картина . . .
Идем смотреть следующую категорию – “Самый большой (тяжелый) фонтанный плавающий гранитный шар”.
4) Центральный атриум, много ярких красок, света и воздуха. Гранитный шар, который олицетворяет жемчужину, весит 1000 кг и сделан из гранита породы «Белый жемчуг».
5) И снова это красивое, но нефункциональное решение- скамейки без спинок. За 9 лет они порядком истерлись, но не этот факт заставил меня пройти мимо. Если бы рядом была кофейня, а места для отдыха были бы с удобными спинками, посетители ТРЦ оценили бы это элементарное проявление заботы. Кстати, попробуйте у себя в офисе на кухне или в кафе заменить стулья на табуретки, и вы увидите, как резко сократится время бизнес-ланча.))
Места для отдыха посетителей — это важный элемент концепции. Вот посмотрите мои обзоры некоторых ТРЦ, как там организованы места для отдыха:
Пример 1 https://antonreutov.spb.ru/trc-colombo/
Пример 2 https://antonreutov.spb.ru/recept-mesta-dlya-otdyxa-v-tc/
Пример 3 https://antonreutov.spb.ru/pokupatel-v-tc-imeet-pravo-na-otdyx/
Поднимемся на верхний этаж, чтобы вживую увидеть, что из себя представляет третья категория, в которой этот ТРЦ попал в книгу рекордов России:
“Первая беговая дорожка на крыше здания”, “Самая длинная беговая дорожка на крыше здания”.
6) На входе в спортклуб «Кубики» меня встретила очень приветливая администратор, которая провела для меня экскурсию по всем залам и в итоге мы вышли на дорожку. Она рассказала, что длина дорожки 303 метра. Я тут же засыпал ее вопросами:
– Почему здесь так душно?
– Летом здесь так, потому что окна нагреваются.
– А зимой?
– А зимой здесь, наоборот, холодно.
– А вы проводите здесь какие-нибудь забеги, соревнования?
– Нет
– А на дорожке часто занимаются?
– Да, бывает приходят по одному или с тренером
Я люблю бегать. Спорт — это важная часть моей жизни. Так получилось, что в этот день утром у меня по плану был длительный воскресный бег и я пробежал 28 км из одного конца Тобольска в другой и обратно. Поэтому я немного представляю себе, что значит бегать в душном помещении, наматывая круги. Удовольствие на любителя.
Еще одно решение, как мне кажется, которое красиво выглядит в презентации, но совершенно не функционально. В моем понимании, если в концепции ТРЦ есть элемент, который придуман, спроектирован и реализован, чтобы привлекать внимание и трафик, то он должен давать долгосрочный эффект. Иначе, зачем его делать? Запись в книге рекордов России, это конечно эффектно, но, думаю, что любой инвестор предпочел бы более эффективные решения, которые ведут к росту арендной выручки и снижению срока окупаемости.
Например, МЕГА-парк, который обустроила мега рядом со своим ТРЦ. Там обычная беговая дорожка под открытым небом, на которой регулярно бегают жители ближайших домов.
Про благоустройство этой территории я писал в своем обзоре:
https://antonreutov.spb.ru/chto-tvorilos-v-mega-parke-v-vyxodnye/
7) А вот зарядная станция для электромобилей на паркинге ТРЦ- очень грамотное и актуальное решение! Это пока единственная такая станция в Тобольске. Разъемы Type 2, CHAdeMO и CCS Правда, моего разъема GB/T на ней не оказалось, но в России инфраструктура для «электричек» еще только начинает развиваться. Те, кто как и я пересел на электромобиль, меня поймут.
Кто из якорей работает в ТРЦ?
Перекресток, Детский мир, Эльдорадо, DNS, Спортмастер, Читай город, Gloria Jeans, Л’Этуаль и пр.
Почти все – единственные в городе.
8) «Игротека» это один из развлекательных операторов. Я сознательно не называю его «Якорем», потому что в выходной день здесь никого нет. Все понимают, что на дворе лето, а те, кто хочет поиграть, сидят в планшетах или телефонах. Официальная группа ВК не ведется с сентября прошлого года и что-то мне подсказывает, что этот арендатор или на очень низкой ставке аренды или вообще сидит бесплатно. Иначе, чем объяснить тот факт, что он до сих пор жив?
Деградация развлекательных зон в ТРЦ — это еще одна проблема, которую много кто пытается решить, но мало у кого получается. Вложить деньги в переоборудование и открыть на месте уставшего фудкорта -фудхолл, детский развлекательный центр или площадку для отдыха мечтают многие, но все упирается в банальное: трафик-средний чек-выручка, уровень которых в небольших городах не позволяет окупить вложения в разумные 5-7-10 лет.
Раз заговорили про фудкорт. В этом ТРЦ он небольшой, операторов можно пересчитать по пальцам одной руки.
9) Бургер Кинг и KFC еще как-то пользуются спросом – заказать себе блюдо на тач-скрине это отдельный элемент развлечения. А Subway не использует новинки IT технологий, и, как следствие, проигрывает соседям.
Возможно, вы скажете: «Антон, ты придираешься, у этого ТРЦ трафик 500 тыс. человек в месяц!, почти нет свободных площадей и все недостатки- по мелочам».
Я скажу так:
Во-первых, 500 тыс. это цифры на сайте. Для города с населением 102 279 человек, это означает, что каждый житель (включая грудных детей и пенсионеров) приходит в этот ТРЦ 5 раз в месяц. Мне кажется, это что-то из области фантастики.
Во-вторых, отсутствие свободных площадей в ТЦ еще не означает, что УК работает эффективно. Этот показатель нужно смотреть вместе со ставками аренды и выручкой арендаторов.
И в-третьих, мало быть самым-самым и попасть в книгу рекордов России. С точки зрения маркетингового продвижения — это сильный момент, но для рядового посетителя гораздо важнее, чтобы в клумбах были цветы, на скамейке можно было не только посидеть, но и отдохнуть, вместо плитки с отбитыми краями была нормальная, а развлекательная составляющая была актуальной и эффективной.
ТЦ – это живой организм, если за ним не следить, он увядает, засыхает и умирает. Как те цветы, которые когда-то цвели на клумбе перед входом.