Фестиваль «Музеи-детям» – оксюморон?
Почему оксюморон? Потому что, на мой взгляд, это два несовместимых понятия.
Для меня фестиваль это праздник, шумное и беззаботное веселье, радостные мгновения, когда полностью погружаешься в процесс и время перестает существовать. Михай Чиксентмихай в своей книге «Поток» очень точно описывает это как «аутотелическое переживание», когда важен сам процесс, а не конечный результат.
Большинство музеев для меня ассоциируется со скукой, запахом пыльных экспонатов, огромном количестве цифр, дат, фамилий и названий, которые не вызывают никаких эмоций. Смотришь на часы и думаешь: – Ну когда же это закончится? А еще эти бабушки в мохнатых кофтах, которые как сфинксы сидят неподвижно в углах и ждут удобного случая чтобы очнуться и прикрикнуть: – Не трогайте руками витрину! Фотографировать запрещено!
Редкие попытки отдельных музеев привнести в процесс изучения истории что-то новое и привлечь внимание детской аудитории выглядят жалко. Из недавних примеров- музей Арктики и Антарктики, где нам выдали на входе карту и карандаш, чтобы искать ответы на вопросы викторины. На середине маршрута мы запнулись на каком-то задании и попросили помощи у сотрудника музея. Бабушка смотрительница отчитала нас за невнимательность и отправила обратно изучать экспонаты. После этого доделывать квест желание пропало.
А тут сделали очередную попытку привлечь внимание детей к музеям. Я не мог пройти мимо. Погуглил программу, купил билеты, и мы поехали в выходной день проверить что из этого получилось.
Фестиваль организовывал Русский музей 26 и 27 августа в Летнем саду. Анонс был многообещающим:
«В Летнем саду появится уникальное пространство для познавательного досуга. В последние выходные лета с 12:00 до 18:00 гости фестиваля смогут не только узнать о музеях Северной столицы, но и принять участие в разнообразных мастер-классах, интерактивных занятиях, конкурсах, научных шоу, играх, розыгрышах призов. Программу дополнят музыкальные и театрализованные представления на сцене.»
Как организатор и участник обучающих мероприятий я всегда отмечаю моменты, из которых складывается впечатление о событии:
- – где проходит мероприятие, как туда доехать.
- – как быстро можно найти программу, сколько стоит и где можно купить билет.
- – как работает служба сервиса.
- – как выстроен маркетинг и работа с ЦА.
- – как реализована программа, комфортно/интересно ли посетителям
- – и далее по списку))
Когда мы куда-то едем всей семьей на очередную экскурсию, в музей или еще куда-либо за новыми знаниями и впечатлениями, в конце мы обязательно делимся друг с другом: понравилось или нет, пойдем ли еще, что было наиболее интересным и запоминающимся, что не понравилось. Дети у меня выступают независимыми экспертами, которые дают свою достаточно точную внутреннюю оценку любому мероприятию. А нам, родителям, это дает возможность понять куда направить наш семейный компас познания мира в очередной раз.
Если говорить про этот фестиваль, то из основных моментов я бы отметил:
- Летний сад- прекрасное место, в качестве площадки. Места много, с погодой повезло, логистика прекрасная.
- Программа легко гуглилась, билеты (250 рублей за 1 билет на взрослого и 0 руб. для детей до 14 лет) купил менее чем за минуту.
- Волонтеры с бейджиками на входе, несмотря на наплыв родителей с детьми работают вежливо и профессионально.
А вот насчет работы с ЦА было сразу видно, в каких музеях есть грамотный маркетолог, а где администрация, что называется, экономит…
Фестиваль ориентирован на детскую аудиторию, которые приходят с родителями.
Это значит, что пока ребенок занят на мастер-классе или проходит квест с аниматором, мама/папа/бабушка или дедушка должны где-то его ждать. Кто-то поставил стулья, кто-то положил мягкие пуфики, а кто-то про взрослых забыл. И родители переминались с ноги на ногу, в ожидании, когда ребенок закончит что-то клеить, рисовать или мастерить.
Где-то позаботились о том, чтобы мастер-класс вели настоящие Педагоги, которые любят свое дело и детей. К ним было сложно попасть, потому что ребенок интуитивно тянется к тому, кто заразительно рассказывает и показывает, при этом общаясь с ним на одном языке.
Я восхитился бабушкой, которая быстро увидела, что мой сын левша, встала с другой стороны и показывала ему как писать настоящим пером, макая его в чернила. А потом мы растапливали на зажигалке сургуч, чтобы поставить печать на письме.
При этом, в другом месте «женщина-администратор» отгоняла детей от сундука, чтобы они не открывали крышку, потому что «программа начинается через 30 минут и трогать руками без разрешения ничего нельзя»…
Вот такой разный уровень представителей музеев.
Творческий процесс для тех, кто любит что-то мастерить.
А еще мы посмотрели выступление артистов цирка, побывали на шоу фокусов и прекрасно провели время. Три часа пролетели незаметно.
Игра-квест на знание исторических мест Санкт-Петерьурга для детей постарше.
На выступлении фокусника даже взрослые внимательно следили за представлением.
Можно ли что-то было сделать лучше?
Конечно. Вот навскидку пару моментов, которые сразу бросились в глаза:
- ЦА этого праздника- дети, но из 30 музеев, которые представляли свои павильоны, не больше 10 подумали о родителях. Почему? Если будет интересно не только моему ребенку, но и мне, вероятность пойти в этот музей еще раз вырастает ровно в 2 раза.
- Как вы думаете организатор узнает о том, что у него получилось, а что -нет? Что нам, как участникам, понравилось, а что не вызвало интереса?
Для этого нужно спросить участников…
- Какой музей оставил самое яркое впечатление?
- Что запомнилось?
- Чего не хватило?
Предварительно выкинув из анкеты стандартные и никому не нужные цифры возраста, пола, откуда узнали о мероприятии и т.д.
Такой фестиваль вполне можно проводить в любом торговом центре. Важно ведь не только найти идею, привлечь участников и сделать анонс. Важно найти тех, кто горит своей идеей и любит людей. А еще умеет по-настоящему рассказать и увлечь участников. И при этом не так важно, о чем идет речь:
-Во что была одета армия Суворова, – как играть в скандинавскую игру «Дальдоза» или что полезно для наших зубов? Главное создать атмосферу праздника, вовлечь детей и родителей, дать возможность что-то сделать своими руками, проявить знания о городе, стать участником представления.
P.S. Скоро в Санкт-Петербурге я проведу свой новый семинар «VPN Маркетинг вашего ТЦ», на котором мы будем разбирать множество подобных примеров. Если вы хотите попасть на семинар- напишите мне, я пришлю вам программу и условия участия.
Теги:маркетинг