Time Out Market (Лиссабон)

Знаете этот вкус бабушкиного пирога с капустой? Который с хрустящей корочкой и рассыпчатым тестом. Когда в детстве тебе доверили смазать белком верхушку. А если справился, то потыкать ее вилочкой, чтобы пирог «дышал». И потом ты сидишь на кухне и с нетерпением ждешь, когда же он приготовится. От духовки веет жаром. А запах так предательски щекочет нос. И в этот вечер можно не ложиться спать вовремя, хотя уже почти одиннадцать. А все потому, что у тебя есть договоренность с бабушкой- обязательно дождаться и попробовать кусочек пирога сегодня.
При этом ингредиенты то очень простые: мука, яйца, вода, капуста и соль.
Но почему-то у бабушки из них получался пышный, рассыпчатый и безумно вкусный пирог. А в кафе или магазине такой же пирог– так себе. Теста много, капусты мало. И вкуса никакого.
В приготовлении любого блюда есть свои секреты. И недостаточно их просто знать…
Сегодня разберем рецепт превращения рынка в проект, который притягивает жителей и туристов не один год.
Раньше это был обычный продуктовый рынок- Меркаду да Рибейра, на берегу реки в городе Лиссабон. Мясо, рыба, овощи и фрукты. Но потом его решили превратить в современный проект фуд-холла. Как?
Разработали концепцию, провели реконструкцию, привлекли новых операторов, добавили грамотное маркетинговое продвижение.
Несколько цифр из презентации проекта, чтобы сложилось впечатление о масштабе и достижениях:
- Через 8 месяцев после открытия новый проект занял 2-ое место по популярности среди туристов, посещающих Лиссабон (по оценке Tripadvisor)
- Средний балл 4,5 и 58% оценок «отлично» по версии все того-же tripadvisor. По состоянию на октябрь 2019 цифры 4,0 и 80% оценок «отлично» и «очень хорошо».
- GBA: 7000 кв.м., GLA: 3000 кв.м., 800 посадочных мест.
- 24 ресторанчика, 8 фуд-киосков, 8 баров и 3 шеф-повара, имеющих мишленовские звезды.
- 3 100 000 посетителей в 2016 году. Для объекта с такой GLA этот результат почти в 2 раза выше значения верхней границы*.
* для торгового центра на такую GLA нормы посещаемости от 870 тыс. до 1,6 млн. человек/год.
Что в этом проекте уникального? возможно спросит, российский девелопер-скептик. Взяли рынок, добавили в него фуд-корт. Что в нем генерит 3 миллиона посетителей в год?
Давайте разберем этот проект по частям. И вы получите ответ на этот и другие вопросы.
Первое, что отмечаешь, когда попадаешь в это место – это отсутствие запаха рынка. Знаете, такого застарелого запаха остатков продуктов, грязных паллет и контейнеров, и тому подобное. Удивительно, но этого здесь нет. Стерильная чистота(если этот термин можно применить к рынку).
1) Планировка рынка очень простая- в центре расположен большой зал на 800 посадочных мест. Я фотографировал его утром, сразу после открытия, поэтому народу нет, но вечером, да еще в выходной день найти свободный стул здесь нереально.
2) В соседнем зале справа расположены фруктово-овощные ряды. Ничего примечательного, идем дальше.
3) Ряды свежей рыбы и морепродуктов. Рядом порт, атлантический океан в паре десятков километров. Странно если бы ее здесь не было.
4) Креветки, омары, устрицы, кальмары и далее по списку. Все абсолютно свежее.
5) По краям цветочные лавочки. В центре столики с народными промыслами и сувенирами ручной работы. Основная целевая аудитория посетителей- туристы.
6) Мне повезло, в субботу эта кафешка работала и я отстоял очередь чтобы выпить кофе с традиционным лиссабонским пирожным «паштел» (маленькая корзиночка из хрустящего слоеного теста со сладким заварным кремом, сделанным на основе сахарного сиропа, сливок и яичных желтков). А в понедельник это кафе было почему-то закрыто. Кстати, важный момент, почти все такие кафе имеют сквозной проход, что очень удобно- можно пройти на рынок или выйти из него в разных местах.
Вернемся в центральную часть здания.
7) Я приехал к самому открытию рынка. Сразу на входе встретил кафе с несколькими видами завтрака. Сэндвичи, омлеты, круассаны, кофе. Несмотря на то, что рынок открывается в 10, не все арендаторы пунктуальны))). Некоторые точки еще только готовились к открытию. Знакомая история, правда? В 10:17, когда я подошел к девушке и попросил кофе, она еще наводила утренний макияж. «Мы закрыты на 10 минут»- сказала она. Я решил не ждать и выпить кофе в другом месте. Тем более, что мест тут более чем достаточно.
8) Крем-супчики- конструкторы. Выбираете основу и что вам добавить. Популярная тема в Европе. Особенно хорошо съесть горячий суп в холодный день на улице.
9) Хамон разных видов и расфасовки. На прилавке уже мелко порезанный с аккомпаниментом из свежей дыни. Почти все продавцы имеют встроенный датчик движения. Даже если он стоит к вам спиной и что-то режет, заворачивает, расставляет, а вы приближаетесь вплотную к прилавку он тут-же поворачивается, приветственная улыбка на лице- и дежурное «Hola». Как в хорошем ресторане, вам не надо звать официанта, он сам увидит что у вас закончилось вино в бокале или можно нести десерт.
10) Винная лавочка.
11) Обратите внимание, что все вывески сделаны в едином стиле. Это придает фуд-холлу ощущение единого пространства и концепции.
12) Дизайнер поработал и над навигацией. Все хорошо видно и легко читается. Симпатичный поросенок встретится нам еще раз, на карточке гостя, но об этом чуть позже. Для любителей все переводить: Надпись белым внизу означает: Внимание: Стаканы и тарелки внутри.
Чтобы лучше понять концепцию, размещение функций по этажам и логистику, давайте зайдем на сайт этого проекта: https://www.timeoutmarket.com/lisboa/en/
13) Знакомый темный фон. Где-то я уже это недавно видел. )) Все! Вспомнил- это же сайт фудмолла московского «Депо», обзор которого я выкладывал у себя в блоге в конце июля.
Нулевой уровень. По-нашему это 1-й этаж. В центре зал, по периметру ресторанчики и бары. Нажав на иконку, можно по каждому участнику узнать биографию шеф-повара, меню и парочку фото фирменных блюд. Это мелочь, но информационное наполнение в современном мире- важная часть любого проекта. Ради интереса я даже зашел на этот сайт с телефона. Мобильная версия сайта есть и прекрасно работает.
14) Это второй уровень маркета. Помимо ресторана, бара и магазина там есть и коворкинг. Кстати, входящий в топ-10 популярных мест города, где можно поработать. Тарифы- от 100 до 350 Евро в месяц без учета НДС.
15) А это карточка гостя с поросенком. Предназначена для корпоративных посещений и конференций. На карточку можно положить от 15 до 50 евро и расплачиваться ей во время проведения мероприятия.
16) На эту надпись я наткнулся, когда переходил из фудхолла с зону рынка. В этих простых словах заложен смысл всего проекта. Если их художественно перевести, то получится:
«Фаст фуд? Не так быстро. Вы когда-нибудь слышали о куриных бургерах? Куриных Пиццах? Или даже куриных сэндвичах? Возможно нет. После всего, Time Out market в Лиссабоне – первый рынок в мире, где все было отобрано, опробовано и протестировано независимой группой экспертов: журналистами и критиками TimeOut. Есть простое правило: – если это хороший продукт- он продается в магазине, если отличный- на рынке.»
17) Еще один элемент концепции этого проекта- академия Time Out. Почти каждые выходные здесь проходят мастер классы для детей и взрослых. Шеф-повара учат готовить пиццу, бургеры, блюда индийской и китайской кухни. Это создает дополнительный повод для посещения и повышает трафик.
18) Фото на десерт. 8)))
Так в чем же секрет этого проекта? Почему в 2016 году его посетило более 3 млн человек?
У этого проекта несть несколько «секретов успеха», которые, похоже, никто особо и не скрывает.
Первый секрет: Простота.
Не надо усложнять. Никаких архитектурных изысков, многофункциональных зон или громких имен. Свежие продукты, местная кухня. Место, где приятно позавтракать, сытно пообедать или провести ужин с партнерами или друзьями.
Второй секрет: Персонал.
Его профессионализм проявляется в мелочах. Достаточно посмотреть, как утром кулинар бережно раскладывает на пирожные ягоды красной смороды. Ровно по три на каждую. Я так засмотрелся на процесс, что даже забыл его сфотографировать.
Или на охранника, который в стильной, хорошо подогнанной по фигуре форме объясняет что-то туристу. Вежливо и с улыбкой.
Третий секрет: Быстрое обслуживание.
Как в Макдональдсе, где каждого посетителя должны обслужить в течение 90 секунд. Фаст фуд не зря содержит в себе слово «fast», это не ресторан, чтобы сидеть и ждать свое блюдо по 20-30 минут.
Четвертый секрет: Ваш посетитель- лучший критик.
На tripadvisor у этого места более 800 отзывов, из них 80 % положительных и только 7% отрицательных. Но мы же знаем, что в этом мире всегда найдется 10% людей, которые всегда и всем будут недовольны. Плюс не забывайте, что здесь периодически бывают независимые критики и эксперты, которые в первую очередь оценивают качество по четким критериям.
Пятый секрет: Место притяжения.
Кулинарные мастер классы, концерты, корпоративные мероприятия, тематические вечеринки, дегустации- каждые выходные, каждый месяц. Из года в год. Завоевать титул лучшего проекта это одно. Но удерживать его на протяжении длительного времени – это большая и кропотливая работа.
Шестой секрет: Опыт международного игрока.
Этот проект принадлежит группе компаний Time out, которая профессионально занимается медийным бизнесом и развлечениями с 1968 года. Компания предоставляет рекомендации по развлечениям, питанию и напиткам международной аудитории в печатных и электронных изданиях. Международный опыт, умноженный на местное качество дает хороший результат, который компания планирует развивать дальше. В планах открытие подобных рынков в Лондоне и Праге в 2021 году.
И, наконец, седьмой секрет: Его невозможно украсть, подделать или сымитировать. Называется он- любовь к делу, которым вы занимаетесь и людям, для которых вы это делаете.
Если вы хотите, чтобы я приехал и провел аудит вашего ТЦ вы можете оставить мне заявку ЗДЕСЬ.